Понедельник, 11 Декабря 2017
Языки

Справка о состоянии прокурорского надзора по борьбе с Коррупцией за 9 месяцев 2015 года

Статистические данные по итогам работы за 9 месяцев 2015 года свидетельствуют о незначительном снижении общего количества выявленных на территории области нарушений требований федерального антикоррупционного законодательства на фоне возросшего числа выявленных незаконных правовых актов, направленных исковых заявлений в суд, а также количества лиц, привлеченных к дисциплинарной и административной ответственности. 

Так, количество выявленных прокурорами нарушений законодательства о государственной и муниципальной службе, противодействии коррупции составило 3185 (АППГ- 3295), в том числе незаконных правовых актов –665 (АППГ –  619), принесено 649 (АППГ –  612) протестов, внесено 650 (АППГ – 755) представлений, по результатам рассмотрения которых 628 (АППГ- 531) виновных должностных лиц привлечено к дисциплинарной ответственности, в суды области направлено  103 (АППГ – 63) заявления, по возбужденным прокурорами делам об административных правонарушениях наказанию подвергнуто 217 (АППГ –95) виновных лиц, 8 (АППГ-10) лиц предостережено о недопустимости нарушения закона, в следственные органы направлено 12 (АППГ- 20) материалов для решения вопроса об уголовном преследовании в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, по результатам рассмотрения которых возбуждено 12 (АППГ – 21) уголовных дел.

Снижение  количества материалов, направленных в следственные органы  в порядке п.2 ч.2 ст. 37 УПК РФ связано с изменением подхода к отнесению преступлений к категории коррупционной направленности. Вместе с этим, прокуратурой принимаются  меры к активизации работы на данном направлении.

Важной составляющей работы прокуроров в сфере противодействия коррупции является надзор за законностью правовых актов органов государственной власти области и местного самоуправления.

Анализ работы прокуроров по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, показал, что за 9 месяцев текущего года изучено на предмет коррупциогенности 4299 (АППГ- 4298) нормативный правовой акт, в 547  (АППГ-516) выявлено 875 (АППГ-860) коррупциогенных факторов.

Из выявленных нормативных правовых актов, содержащих коррупциогенные факторы 6 в органах государственной власти субъекта РФ  (АППГ-6) и  541  в органах местного самоуправления (АППГ- 510).

  На противоречие федеральному законодательству, одновременно содержащие коррупциогенные факторы, правовые акты принесено 484 (АППГ-488) протеста, направлено 11 представлений (АППГ-4), 1 информация (АППГ-1)  и 15 заявлений в суд (АППГ-3).  По 12 отклоненным протестам в суд направлено 12 заявлений о признании НПА незаконными, которые рассмотрены и удовлетворены (АППГ-3).

К примеру,  прокурором Юрьев-Польского района  принесен протест на решение СНД МО Небыловского сельского поселения Юрьев-Польского района «Об утверждении Положения «О реестре муниципального имущества», принятое с превышением предоставленных полномочий, поскольку в силу требований ч. 5 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение единого Порядка ведении указанного реестра отнесено к полномочиям федеральных органов власти.

         Выявленное нарушение в силу требований  п.п. «д» п. 3 Методики   является коррупциогенным фактором – принятие нормативного правового акта за пределами компетенции. Протест рассмотрен и удовлетворен путем отмены незаконного НПА.

 В органы власти разных уровней внесено 45 требований  (АППГ-22)  в порядке ст. 9.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»  об исключении коррупциогенных факторов из нормативных правовых актов.

        Из рассмотренных требований– 20 в  представительных органах местного самоуправления (АППГ-7).

 Проведенный анализ показал, что наиболее подверженные коррупционным рискам следующие сферы правоотношений: о бюджете, о землепользовании, о лицензировании, регистрации и иных разрешительных процедур, градостроении, природопользовании, об использовании государственного и муниципального имущества, а также  о предоставлении государственных и муниципальных услуг.

Органами прокуратуры области принимаются исчерпывающие меры реагирования в целях исключения из нормативных правовых актов коррупциогенных факторов и привидение их в соответствие с действующим законодательством. Одной из причин принятия органами власти незаконных нормативных актов является  низкая квалификация лиц, подготавливающих их.

  За 9 месяцев 2015 в сфере соблюдения законодательства о государственной и муниципальной службе органами прокуратуры выявлено  888 (АППГ - 740 ) нарушений, принесено 157 (АППГ-83) протестов, внесено 121 (АППГ-108) представление, по результатам рассмотрения которых 207 (АППГ- 173) виновных должностных лиц привлечено к дисциплинарной ответственности, в суд направлено  12 исковых заявлений (АППГ-10).

В ходе осуществления надзорных мероприятий в сфере исполнения законодательства о противодействии коррупции, в том числе соблюдения запретов, ограничений и обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции выявлено  633 (АППГ-914) нарушений,  принесено  107 (АППГ-89) протестов, внесено   238 (АППГ-398) представлений, по результатам рассмотрения которых 203 (АППГ-195) виновных должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, по возбужденным прокурорами делам об административных правонарушениях наказанию подвергнуто 80 (АППГ-14)  лиц, в суд направлено 18 (АППГ-16) исковых заявлений, 2 (АППГ- 2) лица предостережены о недопустимости нарушения закона, в следственные органы направлено 6 (АППГ-8) материалов  в порядке п.2 ч.2 ст. 37 УПК РФ, по которым возбуждено 6 (АППГ-8) уголовных дел.

Значительная часть выявленных нарушений в данной сфере связана с нарушениями в части несоблюдения государственными и муниципальными служащими, работниками территориальных подразделений внебюджетных фондов, государственных и муниципальных учреждений обязанности предоставления  достоверных и полных сведений о доходах. При этом отмечается, что  принятые в предыдущие годы меры существенно повлияли на укрепление законности на данном направлении прокурорского надзора, ранее выявляемые типичные нарушения перестали иметь  массовый характер.

За 9 месяцев 2015 года органами прокуратуры области выявлено 111 (АППГ-174) коррупционных  нарушений в сфере бюджетного законодательства,   принесено 49 (АППГ- 77) протестов, внесено 20 (АППГ-18) представлений, к дисциплинарной ответственности привлечено 14 виновных лиц (АППГ-10). В следственные органы направлено 3 (АППГ-8) материала  в порядке п.2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, по которым возбуждены  уголовные дела.

  Так, например, главой администрации Петушинского района 25.04.2013  принято постановление № 1001, которым  утвержден «Порядок предоставления субсидий за счет субвенций из областного бюджета на государственную поддержку сельскохозяйственного производства в Петушинском районе»  в новой редакции (далее -Порядок).

В нарушение ст. 78 Бюджетного Кодекса РФ в Порядке  на момент проверки  отсутствовали положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, условий, целей и порядка использования субсидий их получателями.

          Данное нарушение закона в силу требований п.п. «ж» п.3 Методики является коррупциогенным фактором -  неполнота административных процедур.

По фактам выявленных нарушений прокурором Петушинского  района  07.05.2015 года в адрес главы администрации района принесен  протест, который рассмотрен и удовлетворен.

В ходе проведения за 9 месяцев текущего года проверок в сфере закупок товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд выявлено 683 (АППГ- 547) нарушения, принесено 9 (АППГ-44) протестов, внесено 162 (АППГ-128) представления, по которым 146 (АППГ-116) лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, по возбужденным прокурорами делам об административных правонарушениях наказано 137 (АППГ-80) лиц, объявлено  1 предостережение (АППГ-6).

В следственные органы в порядке п.2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ направлен 1 (АППГ-3) материал для решения вопроса об уголовном преследовании, по которому возбуждено 1 уголовное дело (АППГ-4).

Например, в ходе проверки в администрации г.Лакинска Собинского района установлены факты рассмотрения котировочных заявок, которые в соответствии с законодательством о размещении заказов подлежали отклонению. Так, в извещениях о проведении запроса котировок на поставку бензина АИ-92 и дизельного топлива, размещенных на официальном сайте 12.12.2014, установлена форма котировочной заявки, содержащая графу «подпись руководителя» участника закупки. Согласно протоколам рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок от 19.12.2014 единой комиссией победителем в вышеуказанных запросах котировок признано ООО «Лекос». Однако указанные решения  в силу требований п. 2 ч. 1 ст. 73 Федерального закона № 44-ФЗ  являются незаконными, котировочные заявки данного юридического лица не соответствовали требованиям извещения о проведении запроса котировок и подлежали отклонению, поскольку не были подписаны его руководителем.

Кроме того, выявлен факт нарушения срока рассмотрения вторых частей заявок участников электронного аукциона. Так, 18.12.2014 на официальном сайте размещено извещение на проведение электронного аукциона на выполнение работ по обслуживанию электроустановок уличного освещения города Лакинска на 2015 год. Электронный аукцион проведен 29.12.2014, однако в нарушение трехдневного срока, установленного ч. 5 ст. 69 Федеральным законом № 44-ФЗ, вторые части заявок участников в электронном аукционе рассмотрены 13.01.2015, а не до 31.12.2014 включительно.

По изложенным фактам прокуратурой области 28.09.2015 внесено представление и.о. главы администрации г. Лакинска.

За 9 месяцев 2015 года органами прокуратуры  в сфере соблюдении законодательства при использовании государственного и муниципального имущества выявлено  149  (АППГ-102) нарушений, принесено 34 (АППГ-21) протеста, внесено 23 представления (АППГ-30),  по которым к дисциплинарной ответственности привлечено 10 (АППГ-12) виновных  лиц, в суды направлено 12 (АППГ-2) заявлений, объявлено 5 предостережений (АППГ-0). В следственные органы в порядке п.2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ направлен 1 (АППГ-0) материал для решения вопроса об уголовном преследовании, по которому возбуждено 1 уголовное дело.

 Например,  проверка, проведенная Муромским городским прокурором показала, что при эксплуатации МБУ ДО «Центр внешкольной работы» муниципального имущества   в нарушение требований ч.1 ст.17.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», п.29 Приказа ФАС России от 10.02.2010 №67, определяющих порядок проведения конкурсов и аукционов на право заключения договоров аренды муниципального имущества, учреждением извещения о проведении аукционов на право заключения договоров аренды  нежилых помещений, а также результаты аукционов на официальном сайте в сети «Интернет», определенном постановлением Правительства РФ №909 от 10.09.2012, не размещались.

В связи с этим, 21.07.2015 в адрес директора МБУ внесено представление, по результатам рассмотрения которого виновное должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.

В сфере землепользования выявлено 429 (АППГ- 265) нарушений коррупционной направленности, принесено 147 (АППГ- 78) протестов, внесено  40 (АППГ-29) представлений, по которым 31 (АППГ-11) виновное должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности,  в суды направлено  47 (АППГ-28) исков (заявлений). В следственные органы в порядке п.2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ направлен 1 (АППГ-1) материал для решения вопроса об уголовном преследовании, по которому возбуждено 1 уголовное дело (АППГ-1).

По-прежнему значительный массив нарушений допускается органами местного самоуправления при издании нормативных правовых актов в рассматриваемой сфере отношений.

 В анализируемом периоде по направленным  в порядке п.2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ  в следственные органы 12 (АППГ-20) материалам для решения вопроса об уголовном преследовании возбуждено 12 (процент реализации – 100%) (АППГ- 21, процент реализации – 105  %) уголовных дел, из них  3 материала направлено по выявленным нарушениям в сфере бюджетного законодательства, 6 - в сфере в сфере противодействия коррупции,  1 - в сфере размещения заказов, 1 – в сфере землепользования, 1 – в сфере  использования муниципального имущества.

 По итогам 9 месяцев 2015 года количество поставленных на учет преступлений коррупционной направленности снизилось на 9,5 % (с 221 до 200). Вместе с тем, число лиц, привлеченных к уголовной ответственности, увеличилось с 119 до 139, а возбужденных уголовных дел - с 111 до 137. Указанное свидетельствует о концентрации основных усилий правоохранительных органов на выявлении коррупционных преступлений, имеющих повышенную степень общественной опасности, а не многоэпизодных, однотипных и малозначительных преступлений данной категории.

Структура коррупционной преступности выглядит следующим образом. За 9 месяцев 2015 года на учет поставлены коррупционные преступления, предусмотренные: ст.ст.159-159.4 УК РФ – 10 (АППГ - 45), ст.160 УК РФ – 19 (АППГ - 80), ст. 174.1 УК РФ – 1 (АППГ – 0), ст.201 УК РФ – 0 (АППГ – 3), ст.204 УК РФ – 13 (АППГ – 0), ст.290 УК РФ – 65 (АППГ - 25), ст. 291 УК РФ – 78 (АППГ – 39), ст.291.1 УК РФ – 3 (АППГ – 6), ст.292 УК РФ – 10 (АППГ – 23), ст.305 УК РФ – 1 (АППГ – 0). 

Таким образом, если в прошлом году в структуре коррупционной преступности преобладали преступления, предусмотренные ст.159 и ст.160 УК РФ, удельный вес которых от общего количества поставленных на учет преступлений коррупционной направленности составлял 56,6 %, то в текущем году из поставленных на учет преступлений практически 3/4 (73 %) составляют факты взяточничества (ст.290, ст.291 и ст.291 УК РФ). Значительно активнее правоохранительными органами стали выявляться и преступления, предусмотренные ст.204 УК РФ.   

Исходя из проведенного анализа можно сделать вывод о том, что наиболее подверженной коррупционной преступности является сфера размещения государственного и муниципального заказа, использования государственного и муниципального имущества, землепользования. Это обстоятельство обусловлено заинтересованностью обеих сторон в решении интересующего их вопроса путем совершения коррупционного преступления, что делает выявление последнего еще более сложным. Надзор за исполнением законодательства в указанных сферах является для прокуратуры области одним из основных приоритетов в области противодействия коррупции.

Структура взяточничества выглядит следующим образом: ст.290 УК РФ – 65 (АППГ - 25), ст. 291 УК РФ – 78 (АППГ – 39), ст.291.1 УК РФ – 3 (АППГ – 6). Таким образом, общее число выявленных фактов взяточничества увеличилось более чем вдвое (с 70 до 146). При этом в общей структуре коррупционной преступности удельный вес таких преступлений вырос с 31,7 до 73 процентов.

По итогам 9 месяцев 2015 года процентное соотношение преступлений, предусмотренных ст.290 и ст.291 УК РФ, составило 45,5 и 54,5 %, соответственно (АППГ – 39,1 и 60,9 %). Указанная динамика свидетельствует о том, что при выявлении подобных преступлений правоохранительными органами все больший приоритет обоснованно отдается фактам получения взяток.

 За 9 месяцев 2015 года в суды с обвинительным заключением направлено 21 уголовное дело о совершении преступлений, предусмотренных ст.290 УК РФ, в том числе в отношении: врачей – 7 (33,3 %), сотрудников правоохранительных органов – 8 (38,1 %), глав органов местного самоуправления – 2 (9,5 %), государственных служащих – 2 (9,5 %), преподавателя – 1 (4,8 %), судьи – 1 (4,8 %).

Таким образом, число лиц, привлеченных к уголовной ответственности за получение взяток, в текущем году возросло практически вдвое (с 12 до 21). 

За исследуемый период судами области рассмотрено 123 уголовных дела о преступлениях коррупционной направленности в отношении 139 лиц (АППГ – 125 дел в отношении 135 лиц).

Из общего числа рассмотренных дел по 118 делам в отношении 133 лиц (АППГ – по 114 делам в отношении 122 лиц) вынесены обвинительные приговоры.

Из 133 (АППГ – 122) осужденных в отчетном периоде лиц: по ч.ч.3, 4 ст.159 УК РФ осуждено 10 лиц (АППГ – 10), по ч.ч.3, 4 ст.159.1 УК РФ – 0 лиц (АППГ – 1), ч.ч.3, 4 ст.159.2 – 13 лиц (АППГ – 3), ст.159.4 – 0 лиц (АППГ – 1), по ч.ч.3, 4 ст.160 УК РФ – 5 лиц (АППГ – 30),  по ст.201 УК РФ – 1 лицо (АППГ – 3), по ст.204 УК РФ – 3 лица (АППГ – 3), по ст.290 УК РФ – 19 лиц (АППГ – 12), по ст.291 УК РФ – 78 лиц (АППГ – 55), по ст.291.1 УК РФ – 3 лица (АППГ – 3), по ст.292 УК РФ – 1 лицо (АППГ – 1).

Анализ должностного и социального положения лиц, осужденных за совершение коррупционных преступлений, выглядит следующим образом: сотрудники УФСИН – 4 лица (АППГ – 1), судебные приставы – 0 лиц (3), сотрудники УМВД – 4 лица (4), руководители следственного органа – 0 лиц (1), должностные лица администраций – 8 лиц (5), преподаватель – 1 лицо (0), врачи – 6 лиц (2), сотрудники контролирующих органов – 0 лиц (2), сотрудники коммерческих организаций – 9 лиц (29), руководители и сотрудники МУП и ГУП – 0 лиц (11), сотрудники МУ и ГУ – 6 лиц (8), адвокат – 1 лицо (0), депутат выборного органа местного самоуправления – 1 лицо (0), иные –  93 лица (56).

Практика назначения наказаний по рассмотренным  в 2015 году делам сложилась следующим образом.

Из 133 лиц, в отношении которых постановлены обвинительные приговоры, 54 лицам назначено наказание в виде лишения свободы, что составляет 40,6 % от общего числа, в том числе 33 – условно (24,8 % от общего числа), 21 - с отбыванием наказания в исправительных учреждениях (15,8 %), 79 лицам назначено наказание в виде штрафа (59,4 %).

Также к 21 лицу (АППГ – 13), из числа указанных выше, в качестве дополнительного наказания применено наказание в виде лишения права занимать должности в органах государственной власти, правоохранительных и муниципальных органах либо заниматься определенным видом деятельности, к 28 – в виде штрафа (АППГ – 26).

Таким образом, в результате принятия Федерального закона № 97-ФЗ от 04.05.2011 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции», в текущем году сохранился высокий удельный вес (более 50 процентов) осужденных, к которым применено наказание в виде штрафа. Кроме того почти вдвое увеличилось число осужденных лиц, которым судом запрещено заниматься определенной деятельностью или занимать должности.   

 

Тема оформления