Четверг, 19 Октября 2017
Языки

О состоянии надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции за 2015 год

За  12 месяцев 2015 года органами прокуратуры при осуществлении надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции выявлено 4019 нарушений (2014- 4255), в том числе незаконных правовых актов –844 (2014–  801), принесено 828 (2014 – 787) протестов, внесено 818 (2014 – 973) представлений, по результатам рассмотрения которых 831 (2014- 823) виновное должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности, в суды области направлено  106 (2014 – 78) заявлений, по возбужденным прокурорами делам об административных правонарушениях наказанию подвергнуто 252 (2014 –163) виновных лица, 9 (2014-11) лиц предостережено о недопустимости нарушения закона, в следственные органы направлено 19 (2014- 23) материалов для решения вопроса об уголовном преследовании в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, по результатам рассмотрения которых возбуждено 16 (2014– 21) уголовных дел.

Деятельность территориальных органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере противодействия коррупции осуществляется во взаимодействии с органами  прокуратуры области.

На постоянной основе органами прокуратуры рассматриваются поступающие  акты проверок органов финансового контроля (Счетная палата области, Росфинадзор, КРИ администрации Владимирской области) на предмет выявления коррупционных и иных нарушений субъектами проверочных мероприятий, осуществляющих свою деятельность на территории области. По результатам рассмотрения таких актов органами прокуратуры неоднократно выявлялись коррупционные нарушения, возбуждались административные производства в сфере размещения государственного и муниципального заказа, принимались иные меры прокурорского реагирования.  

Взаимодействие прокуратуры с контролирующими органами осуществляется, в том числе путем проведения совестных проверочных мероприятий.

Систематически анализируются деятельность органами государственной власти области  и местного самоуправления по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.

В результате проведения проверочных мероприятий  выявлено 31 нарушение (2014-15), связанное с ненадлежащим исполнением органами местного самоуправления требований законодательства о проведении  антикоррупионной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, для устранения которых внесено  28 представлений (2014-10), по результатам рассмотрения которых 16 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности (2014-12). Кроме того, в суд направлено 4 заявления об обязании органов местного самоуправления проводить антикоррупционную экспертизу принятых ими  НПА и их проектов. Заявления находятся в суде на рассмотрении.

Прокуратурой области на системной основе проверяется исполнение законодательства о государственной и муниципальной службе. Всего в данной сфере выявлено   1057 (2014 - 974) нарушений, принесено 194 (2014-150) протеста, внесено 160 (2014-135) представлений, по результатам рассмотрения которых 292 (2014- 238) виновных должностных лица привлечено к дисциплинарной ответственности, в суд направлено  12 исковых заявлений (2014-11).

В ходе осуществления надзорных мероприятий в сфере исполнения законодательства о противодействии коррупции, в том числе соблюдения запретов, ограничений и обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции выявлено  849 (2014-1218) нарушений,  принесено  148 (2014-115) протестов, внесено   303 (2014- 505) представления, по результатам рассмотрения которых 259 (2014-349) виновных должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, по возбужденным прокурорами делам об административных правонарушениях наказанию подвергнуто 91 (2014-51)  лицо, в суд направлено 20 (2014-19) исковых заявлений, 3 (2014- 3) лица предостережены о недопустимости нарушения закона, в следственные органы направлено 10 (2014-8) материалов  в порядке п.2 ч.2 ст. 37 УПК РФ, по которым возбуждено 10 (2014-8) уголовных дел.

Значительная часть выявленных нарушений в данной сфере связана с нарушениями в части несоблюдения государственными и муниципальными служащими, работниками территориальных подразделений внебюджетных фондов, государственных и муниципальных учреждений обязанности предоставления  достоверных и полных сведений о доходах. При этом отмечается, что принятые в предыдущие годы меры существенно повлияли на укрепление законности на данном направлении прокурорского надзора, ранее выявляемые типичные нарушения перестали иметь  массовый характер.

При осуществлении надзора в сфере бюджетного законодательства выявлено 131 (2014-181) коррупционное  нарушение,   принесено 56 (2014- 83) протестов, внесено 21 (2014-19) представление, к дисциплинарной ответственности привлечено 18 виновных лиц (2014-11), в суд направлено 1 (2014-3) заявление, которое  рассмотрено и удовлетворено.

В следственные органы направлено 3 (2014-8) материала  в порядке п.2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, по которым возбуждены  уголовные дела.

В ходе проведения в истекшем году проверок в сфере закупок товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд выявлено 851 (2014-728) нарушение, принесено 10 (2014-47) протестов, внесено 193 (2014-179) представления, по которым 182 (2014-164) лица привлечены к дисциплинарной ответственности, по возбужденным прокурорами делам об административных правонарушениях наказано 161 (2014-111) лицо, объявлено  1 предостережение (2014-6).

В следственные органы в порядке п.2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ направлено 2 (2014-3) материала для решения вопроса об уголовном преследовании, возбуждено 1 уголовное дело (2014-4).

В Арбитражный суд Владимирской области направлено 2 (2014-4) заявления, одно из которых рассмотрено, другое- находится на рассмотрении.

При осуществлении надзора за исполнением законодательства об использовании государственного и муниципального имущества выявлено  выявлено  220 (2014-148) нарушений, принесен 51 (2014-25) протест, внесено 30 представлений (2014- 40),  по которым к дисциплинарной ответственности привлечено 12 (2014-19) виновных  лиц, в суды направлено 12 (2014-3) заявлений, объявлено 5 предостережений (2014-0). В следственные органы в порядке п.2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ направлен 1 (2014-0) материал для решения вопроса об уголовном преследовании.

В сфере землепользования выявлено   536 (2014-329) нарушений коррупционной направленности, принесено 187 (2014- 113) протестов, внесено  64 (2014-34) представления, по которым 44 (2014-14) виновных должностных лиц привлечено к дисциплинарной ответственности,  в суды направлено  47 (2014-37) исков (заявлений). В следственные органы в порядке п.2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ направлено 3 (2014-2) материала для решения вопроса об уголовном преследовании, по которому возбуждено 2 уголовное дело (2014- 1).

По-прежнему значительный массив нарушений допускается органами местного самоуправления при издании нормативных правовых актов в рассматриваемой сфере отношений.

В целях недопущения злоупотреблений со стороны органов местного самоуправления органами прокуратуры организован постоянный мониторинг совершения органами местного самоуправления сделок по распоряжению земельными участками, по результатам которого выявляются  многочисленные  нарушения.

Так, Кольчугинским межрайонным прокурором выявлены факты незаконного оформления прав на земельный участок в упрощенном порядке. Так, установлено, что у заместителя главы сельского поселения в собственности имеется земельный участок площадью 1547 кв. м., расположенный  в Кольчугинском районе, право собственности на который зарегистрировано в соответствии с Федеральным  законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», путем предоставления в регистрирующий орган соответствующей выписки из похозяйственной книги.

Вместе с тем, проверка показала, что указанная выписка изготовлена должностным лицом  фиктивно, наличие у нее данного земельного участка на момент регистрации права собственности документально не подтверждено.

В  связи  с  этим,  собранные материалы направлены в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ в ОМВД России по Кольчугинскому району для решения вопроса об уголовном  преследовании по ч.3 ст.159 УК РФ, 01.10.2015 возбуждено уголовное дело, расследование по которому не завершено.

При осуществлении прокурорского надзора особое внимание прокурорами обращено на выявление нарушений  в социальной сфере правоотношений.

Прокурорами систематически проводятся проверки соблюдения контрольно-надзорными органами  законодательства в сфере защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора).  За 12 месяцев 2015 года  органами прокуратуры выявлено 188 нарушений (2014-198), в целях устранения которых опротестовано 170 (2014-181) нормативных правовых актов, внесено 14 (2014- 17) представлений, по результатам рассмотрения которых 9 лиц привлечены к дисциплинарной ответственности (2014-13).

Большинство нарушений связано с изданием органами государственной власти и местного самоуправления незаконных правовых актов, ограничивающих права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

К примеру, Гусь-Хрустальной межрайонной прокуратурой 30.11.2015 опротестовано постановление администрации Гусь-Хрустального района № 1110 от 26.10.2015 «Об утверждении Положения о порядке формирования, ведения и обязательного опубликования перечня муниципального имущества муниципального образования Гусь-Хрустальный район, подлежащего предоставлению во владение и (или) пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства». В нарушение  ч. 4 и ч. 4.1 ст. 18 Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и п. 5 ч. 1 ст. 24 Устава Гусь-Хрустального района данное постановление принято неуполномоченным лицом.

Выявленное нарушение в силу требований п. «д» ч. 3 Методики является коррупциогенным фактором - принятие нормативного правового акта за пределами компетенции. Протест рассмотрен и удовлетворен.

В анализируемом периоде по направленным  в порядке п.2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ  в следственные органы 19 (2014-23) материалам для решения вопроса об уголовном преследовании возбуждено 16 (процент реализации – 84%) (2014- 21, процент реализации – 91 %) уголовных дел, из них  3 материала направлено по выявленным нарушениям в сфере бюджетного законодательства, 10 - в сфере в сфере противодействия коррупции,  2 - в сфере размещения заказов, 3 – в сфере землепользования, 1 – в сфере  использования муниципального имущества.          

Анализ надзорной деятельности показал, что за 2015 год   возбуждено 5 (2014- 2) дел об административном правонарушении, предусмотренном  ст. 19.28 КоАП РФ, из них 4 рассмотрены (2014-3), виновные лица подвергнуты административному наказанию на сумму 2 600 тыс. руб. (2014-2 200 тыс. руб.).

В соответствии п.3 Комплексного плана мероприятий по противодействию коррупции на 2014-2016 года, утвержденного прокурором области 10.06.2014, органами прокуратуры области проведены проверки исполнения предприятиями, учреждениями и организациями требований статьи 13.3 Федерального закона №273-ФЗ. Проверки показали, что данные требования Федерального закона  соблюдались не всеми хозяйствующими субъектами,  в том числе осуществляющими деятельность в сферах,  наиболее подверженных коррупции:   ЖКХ, социального обслуживания, образования, здравоохранения, дорожного хозяйства и строительства, использования и распоряжения муниципальным имуществом, оборонно-промышленного комплекса и других.

В целях устранения выявленных нарушений прокурорами внесено 152 (2014-425) представления, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 109 лиц (2014-94).

Анализ работы прокуроров по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, показал, что за 12 месяцев 2015 года изучено на предмет коррупциогенности 6275 (2014- 5744) нормативных правовых актов, в 706 (2014-609) выявлено 1121 (1106)  коррупциогенный фактор.

Из выявленных нормативных правовых актов, содержащих коррупциогенные факторы 6 в органах государственной власти субъекта РФ  (2014-6) и  700  в органах местного самоуправления (2014- 603).

На противоречие федеральному законодательству, одновременно содержащие коррупциогенные факторы, правовые акты принесено 623 (2014-567) протеста, направлено 11 представлений (2014-6), 1 информация (2014-1).

В результате прокурорского вмешательства коррупциогенные факторы исключены из 648 (2014-564) нормативных правовых актов, остальные меры реагирования находятся на рассмотрении. В суд направлено 15 (2014-5) заявлений, которые рассмотрены и удовлетворены. По 12  (2014-4) отклоненным протестам в суд направлено 12 (2014-4) заявлений, которые рассмотрены и удовлетворены.

Наиболее подверженные коррупционным рискам следующие сферы правоотношений: о бюджете, о землепользовании, о лицензировании, регистрации и иных разрешительных процедур, градостроении, природопользовании, об использовании государственного и муниципального имущества, а также  о предоставлении государственных и муниципальных услуг.

 

По итогам 12 месяцев 2015 года количество поставленных на учет преступлений коррупционной направленности снизилось на 16,8 % (с 279 до 232). Вместе с тем, число лиц, привлеченных к уголовной ответственности, увеличилось с 152 до 169, а возбужденных уголовных дел - со 139 до 160.

Наиболее подверженной коррупционной преступности является сфера размещения государственного и муниципального заказа, использования государственного и муниципального имущества, землепользования. Это обстоятельство обусловлено заинтересованностью обеих сторон в решении интересующего их вопроса путем совершения коррупционного преступления, что делает выявление последнего еще более сложным. Надзор за исполнением законодательства в указанных сферах является для прокуратуры области одним из основных приоритетов в области противодействия коррупции.

Структура коррупционной преступности выглядит следующим образом. За 12 месяцев 2015 года на учет поставлены коррупционные преступления, предусмотренные: ст.ст.159-159.4 УК РФ – 12 (2014 - 63), ст.160 УК РФ – 27 (2014 - 77), ст. 174.1 УК РФ – 4 (2014 – 0), ст.201 УК РФ – 1 (2014– 5), ст.204 УК РФ – 13 (2014– 2), ст.286 УК РФ – 1 (2014 – 0), ст.290 УК РФ – 68 (2014- 42), ст. 291 УК РФ – 90 (2014 – 57), ст.291.1 УК РФ – 3 (2014 – 6), ст.292 УК РФ – 12 (2014 – 27), ст.305 УК РФ – 1 (2014 – 0). 

Таким образом, если в прошлом году в структуре коррупционной преступности преобладали преступления, предусмотренные ст.159 и ст.160 УК РФ, удельный вес которых от общего количества поставленных на учет преступлений коррупционной направленности составлял 50,2 %, то в прошлом году из поставленных на учет преступлений практически 3/4 (69,4 %) составляют факты взяточничества (ст.290, ст.291 и ст.291.1 УК РФ).

За 12 месяцев 2015 года в суды с обвинительным заключением направлено 27 уголовных дел о совершении преступлений, предусмотренных ст.290 УК РФ, в том числе в отношении: врачей – 8 (29,6 %), сотрудников правоохранительных органов – 9 (33,3 %), глав органов местного самоуправления – 2 (7,4 %), государственного служащего – 4 (14,8 %), преподавателя – 1 (3,7 %), судьи – 1 (3,7 %), сотрудника контролирующего органа – 1 (3,7 %), прокурора – 1 (3,7 %).  

В АППГ в суды с обвинительным заключением направлено 18 уголовных дел о совершении преступлений, предусмотренных ст.290 УК РФ, в том числе в отношении: врачей – 7 (38,9 %), сотрудников правоохранительных органов – 5 (27,8 %), руководителей государственных и муниципальных учреждений – 3 (16,6 %), глав органов местного самоуправления – 1 (5,5 %), сотрудников контролирующего органа – 1 (5,5 %), государственного служащего - 1 (5,5 %).   

Таким образом, число лиц, привлеченных к уголовной ответственности за получение взяток, в 2015 году возросло практически вдвое (с 18 до 27). 

В анализируемом периоде на учет поставлено 10 преступлений о фактах взяточничества, совершенных в крупном размере (ст.290 УК РФ - 5, ст.291 УК РФ – 4, ст.291.1 УК РФ – 1), и 4 - в особо крупном размере (ст.290 УК РФ – 3, ст.291.1 УК РФ – 1). В 2014 году выявлено 5 преступлений в крупном размере (ст.290 УК РФ – 2, ст.291.1 УК РФ – 3).

Проведенный анализ свидетельствует о том, что среди выявляемых преступлений коррупционной направленности, преступления, совершенные в составе организованных групп и преступных сообществ, являются единичными. Указанное объясняется как объективными причинами, связанными со сложностью оперативной разработки названных преступных формирований (конспирация, большое количество посредников, длительность оперативной комбинации, связи фигурантов в правоохранительных органах, необходимость привлечения для проведения оперативных экспериментов значительных денежных средств), так и причинами субъективного характера (слабые оперативные позиции, отсутствие источников оперативной информации, недостаточный уровень профессиональной подготовки оперативных сотрудников).

Данные недостатки обсуждены 27.10.2015 на координационном совещании руководителей правоохранительных органов области, а также 31.03.2015 на заседании межведомственной рабочей группы по противодействию коррупции, по результатам которых выработаны и реализуются конкретные меры, направленные на их устранение.

Указанные меры положительным образом сказались на эффективности данной работы.

Принимаемые меры по совершенствованию координационной деятельности касались усиления контроля за полнотой и качеством исполнения совместных решений, принятых в формате координационных, межведомственных совещаний, заседаний рабочих групп. Кроме того, вопросы активизации текущего обмена информацией между оперативными подразделениями ОМВД, ОУФСБ и прокуратурами рассмотрены на заседании рабочей группы.

На системной основе организована работа отраслевых межведомственных рабочих групп. Согласно организационно - распорядительных документов заседания групп проводятся ежеквартально, на которых обсуждались результаты проводимой работы по отдельным направлениям антикоррупционной деятельности, конкретные материалы совместных проверок и выездов. 

 

За исследуемый период судами области рассмотрено 155 уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности в отношении 173 лиц (2014 – 153 дел в отношении 166 лиц).

Из общего числа рассмотренных дел по 146 делам в отношении 163 лиц (2014 – по 140 делам в отношении 151 лица) вынесены обвинительные приговоры.

Из 163 (2014 – 151) осужденных в отчетном периоде лиц: по ч.ч.3, 4 ст.159 УК РФ осуждено 12 лиц (2014 – 13), по ст.159.1 УК РФ – 0 лиц (2014 – 2), ч.ч.3, 4 ст.159.2 – 14 лиц (2014 – 5), ст.159.4 – 0 лиц (2014 – 1), по ч.ч.3, 4 ст.160 УК РФ – 11 лиц (2014 – 34),  по ст.201 УК РФ – 1 лицо (2014 – 3), по ст.204 УК РФ – 4 лица (2014 – 5), по ст.286 УК РФ – 1 лицо (2014 – 0), по ст.290 УК РФ – 21 лицо (2014 – 22), по ст.291 УК РФ – 93 лица (2014 – 61), по ст.291.1 УК РФ – 5 лиц (2014 – 4), по ст.292 УК РФ – 1 лицо (2014 – 1).

Анализ должностного и социального положения лиц, осужденных за совершение коррупционных преступлений, выглядит следующим образом: сотрудники УФСИН – 5 лиц (2014 – 1), судебные приставы – 0 лиц (4), сотрудники УМВД – 4 лица (6), должностные лица администраций – 12 лиц (5), преподаватели – 1 лицо (2), врачи – 8 лиц (6), сотрудники контролирующих органов – 0 лиц (2), сотрудники коммерческих организаций – 11 лиц (38), руководители и сотрудники МУП и ГУП – 1 лицо (11), сотрудники МУ и ГУ – 10 лиц (11), сотрудники МЧС – 0 лиц (2), сотрудники СУ СК – 0 лиц (1), адвокат – 1 лицо (0), депутат выборного органа местного самоуправления – 1 лицо (0), прокурор – 1 лицо (0), иные – 108 лиц (62).

Из 163 лиц, в отношении которых постановлены обвинительные приговоры, 70 лицам назначено наказание в виде лишения свободы, что составляет 42,9 % от общего числа, в том числе 42 – условно (25,8 % от общего числа), 28 - с отбыванием наказания в исправительных учреждениях (17,2 %), 92 лицам назначено наказание в виде штрафа (56,4 %), еще 1 лицу - лишение права занимать должности в органах государственной власти (0,6 %).

Из 151 лица, в отношении которых постановлены обвинительные приговоры в 2014 году, 71 лицу назначено наказание в виде лишения свободы, что составляет 47 % от общего числа, в том числе 50 – условно (33,1 % от общего числа), 21 - с отбыванием наказания в исправительных учреждениях (13,9 %), 75 лицам назначено наказание в виде штрафа (49,7 %), еще 5 - лишение права занимать должности в органах государственной власти, правоохранительных и муниципальных органах либо заниматься определенным видом деятельности (3,3 %).

Также к 22 лицам (2014 – 13), из числа указанных выше, в качестве дополнительного наказания применено наказание в виде лишения права занимать должности в органах государственной власти, правоохранительных и муниципальных органах либо заниматься определенным видом деятельности, к 32 – в виде штрафа (2014 – 32).

В 2015 году наказание в виде штрафа, кратного сумме взятки или коммерческого подкупа, применено судами к 108 (2014 – 78) лицам на общую сумму (в тыс. руб.) 46219 (2014 – 59155), в том числе: в качестве основного наказания - к 84 (2014 – 59) лицам на сумму 9439 (2014 – 13299), в качестве дополнительного наказания – к 24 (2014 – 19) лицам на сумму 36780 (2014 – 45856).       

Органами прокуратуры области  за  отчетный период проведено 77 (2014-76) мероприятий правовой и антикоррупционной  направленности, из них 7 «круглых столов» (2014-4), 1 конференция, прочитано 69 лекций (2014-72). Участниками данных мероприятий стали государственные и муниципальные служащие, члены трудовых коллективов.

Так, в преддверии Международного дня по инициативе прокуратуры области 04.12.2015 в областном центре прошел КВН,  участниками которого были команды ведущих ВУЗов области: Владимирского юридического института ФСИН России, Владимирского государственного университета им. А.Г.и Н.Г. Столетовых, Владимирского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ  и Муромского филиала Владимирского государственного университета  им. братьев Столетовых.

Подобное мероприятие проводилось  в области впервые. Победителем стала команда Владимирского юридического института ФСИН России. Подготовленные ВУЗами видео ролики на тему борьбы с коррупцией использованы в качестве социальной рекламы на телевидении.

В средствах массовой информации сотрудниками гормежрайспецпрокуратур  подготовлено 45  (2014-28) разъяснений по вопросам борьбы с коррупцией, из них 6 (1) на телевидении, 20 (6) на радио.

На сайте прокуратуры области размещены 4 статьи с разъяснениями антикоррупционного законодательства.

Прокуратурами городов и районов разъяснения антикоррупционного законодательства размещены в печатных СМИ, телевидении, сайтах муниципальных образований.

Помимо того,  работниками прокуратур принято участие в  6 мероприятиях  правовой и антикоррупционной направленности, организованных  другими организациями (2014-5).

Распространение органами прокуратуры  правовой информации в области антикоррупционного законодательства осуществлялось в форме памяток, буклетов, информаций, размещаемых на  сайте прокуратуры области и сайтах органов местного самоуправления, а также в форме  размещения  специальных баннеров и  стендов.

Органами прокуратуры области используются и иные формы работы по профилактике коррупции. Так, Гусь-Хрустальной межрайонной прокуратурой  и прокуратурой Петушинского района проведены конкурсы детского рисунка на антикоррупционную тематику. Конкурсные работы использованы для создания социальной рекламы, буклетов, наглядной агитации.

Владимирским прокурором по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах проведена тематическая викторина среди учащихся общеобразовательных учреждений ЗАТО г. Радужный.

Кольчугинской межрайонной прокуратурой подготовлены 2 видео - ролика с социальной рекламой на антикоррупционную тематику, которые транслируются в эфире территориального кабельного телевидения и информационных табло.

Тема оформления