Пятница, 24 Ноября 2017
Языки

О состоянии надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции за 1 полугодие 2015 года

За  6 месяцев 2015 года органами прокуратуры при осуществлении надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции выявлено 2406 нарушений (АППГ-2538), в том числе незаконных правовых актов –  550 (АППГ –  493).  С целью их устранения принесено  536 (АППГ -491) протестов, внесено 462 (АППГ –  567) представления, по результатам рассмотрения которых  349 (АППГ- 374) виновных должностных лиц привлечено к дисциплинарной ответственности,  в суды области направлено 100 (АППГ – 55) заявлений, по возбужденным прокурорами делам об административных правонарушениях наказанию подвергнуто 145 (АППГ – 80)  лиц, 8 (АППГ-10) лиц предостережено о недопустимости нарушения закона, в следственные органы направлено 5  (АППГ- 17) материалов для решения вопроса об уголовном преследовании в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, по результатам рассмотрения которых возбуждено  5 (АППГ – 16) уголовных дел.

Деятельность территориальных органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере противодействия коррупции осуществляется во взаимодействии с органами  прокуратуры области.

На постоянной основе органами прокуратуры рассматриваются поступающие  акты проверок органов финансового контроля (Счетная палата области, Росфинадзор, КРИ администрации Владимирской области) на предмет выявления коррупционных и иных нарушений субъектами проверочных мероприятий, осуществляющих свою деятельность на территории области. По результатам рассмотрения таких актов органами прокуратуры неоднократно выявлялись коррупционные нарушения, возбуждались административные производства в сфере размещения государственного и муниципального заказа, принимались иные меры прокурорского реагирования.  

Взаимодействие прокуратуры с контролирующими органами осуществляется, в том числе путем проведения совестных проверочных мероприятий.

Систематически анализируются действующие на территории области региональные и муниципальные комплексные программы по противодействию коррупции, в т.ч. по полноте разработанных мероприятий и достаточности их финансирования. Прокурорами выявлены нарушения связанные с утверждением программных мероприятий, носящих декларативный характер и относящихся к текущей деятельности органов местного самоуправления,  а также с отсутствием их финансирования. В отдельных муниципалитетах  отраслевые программы были приняты  лишь после реализации правотворческой инициативы органов прокуратуры. Об устранении выявленных нарушений в органы местного самоуправления территориальными прокурорами внесено 10 представлений и 9 информации в порядке ст. 9 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», которые рассмотрены удовлетворены.

 Прокуратурой области на системной основе проверяется исполнение законодательства о государственной и муниципальной службе. Всего в данной сфере выявлено  634 (АППГ - 628) нарушения. С целью их устранения принесено 114 (АППГ-77) протестов, внесено 94 (АППГ-83) представления, по результатам рассмотрения которых 91 (АППГ- 103) виновное должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности, в суд направлено  12 исковых заявлений (АППГ-10).

В ходе осуществления надзорных мероприятий в сфере исполнения законодательства о противодействии коррупции, в том числе соблюдения запретов, ограничений и обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции выявлено   446 (АППГ-663) нарушений,  принесено  80 (АППГ-60) протестов, внесено  176 (АППГ-298) представлений, по результатам рассмотрения которых 105 (АППГ-140) виновных должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, по возбужденным прокурорами делам об административных правонарушениях наказанию подвергнуто 46 (АППГ-13)  лиц, в суд направлено  15 (АППГ-12) исковых заявлений, в следственные органы направлено 3 (АППГ-5) материала  в порядке п.2 ч.2 ст. 37 УПК РФ, которым возбуждено 2 (АППГ-5) уголовных дела.

Значительная часть выявленных нарушений в данной сфере связана с нарушениями в части несоблюдения государственными и муниципальными служащими, работниками территориальных подразделений внебюджетных фондов, государственных и муниципальных учреждений обязанности предоставления  достоверных и полных сведений о доходах.

При осуществлении надзора в сфере бюджетного законодательства выявлено 93 (АППГ-169) коррупционных  нарушения,   принесено 47 (АППГ- 72) протестов, внесено 10 (АППГ-18) представлений, 9 из которых рассмотрены и удовлетворены, к дисциплинарной ответственности привлечено 9 виновных лиц (АППГ-10). В следственные органы направлен 1 (АППГ-8) материал  в порядке п.2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, по которому возбуждено  одно уголовное дело (АППГ-8).

В ходе проведения в 1 полугодии текущего года проверок в сфере закупок товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд выявлено 490 (АППГ-429) нарушений, принесено 8 (АППГ-39) протестов, внесено 107 (АППГ-101) представлений, по которым 104 (АППГ-95) лица привлечены к дисциплинарной ответственности, по возбужденным прокурорами делам об административных правонарушениях наказано 99(АППГ-66) лиц.

В следственные органы в порядке п.2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ направлен 1 (АППГ-3) материал для решения вопроса об уголовном преследовании, по которому возбуждено 1 уголовное дело (АППГ-2).

Так, заместителем прокурора области в Арбитражный суд Владимирской области направлено исковое заявление о признании совершенной сделки недействительной. Проверкой, проведенной прокуратурой Петушинского района,   установлено, что администрацией Нагорного сельского поселения в нарушение требований Федерального закона «О защите конкуренции», был размещен муниципальный заказ без проведения процедуры торгов у единственного поставщика – ООО «МИФ».

Предметом заключенного муниципального контракта являлось выполнение работ по ремонту очистных сооружений в поселке Сосновый Бор. Работы, предусмотренные муниципальным контрактом подрядчиком не выполнялись, однако были оплачены муниципальным заказчиком.  Заявление находится на рассмотрении.

При осуществлении надзора за исполнением законодательства об использовании государственного и муниципального имущества выявлено  85 (АППГ-62) нарушения, принесено 9 (АППГ-13) протестов, внесено 16 представлений (АППГ-19),  по которым к дисциплинарной ответственности привлечено 7 ( АППГ-8) виновных  лиц, в суды направлено 12 (АППГ-1) заявлений.

В сфере землепользования выявлено   388 (АППГ- 230) нарушений коррупционной направленности, принесено 137 (АППГ- 62) протестов, внесено  29 (АППГ-18) представлений, по которым 21 (АППГ-9) виновное должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности,  в суды направлено  47 (АППГ-27) исков (заявлений).

По прежнему значительный массив нарушений допускается органами местного самоуправления при издании нормативных правовых актов в рассматриваемой сфере отношений.

В целях недопущения злоупотреблений со стороны органов местного самоуправления органами прокуратуры организован постоянный мониторинг совершения органами местного самоуправления сделок по распоряжению земельными участками, по результатам которого выявляются  многочисленные  нарушения.

 Так, Александровским городским прокурором  выявлены многочисленные нарушения земельного законодательства при предоставлении в собственность в соответствии со ст.36 Земельного кодекса РФ по льготной цене земельных участков  под объектами нежилого назначения (гаражами, хозблоками, банями, хозяйственными постройками) при недостижении цели использования земельного участка, предоставленного ранее в аренду для индивидуального жилищного строительства, в связи с чем 29.06.2015 в суд направлено 26 исковых заявлений с требованиями о признании заключенных договоров купли-продажи недействительными, применении последствий недействительности ничтожных сделок, которые находятся на рассмотрении.

При осуществлении прокурорского надзора особое внимание прокурорами обращено на выявление нарушений  в социальной сфере правоотношений.

Прокурорами систематически проводятся проверки соблюдения контрольно-надзорными органами  законодательства в сфере защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора).  За 6 месяцев 2015 года  органами прокуратуры выявлено 132 нарушения, в целях устранения которых принесено 120 (АППГ-86) протестов на нормативные правовые акты,   внесено 8 (АППГ- 7) представлений, по результатам рассмотрения которых 5 лиц привлечены к дисциплинарной ответственности (АППГ-4).

Большинство нарушений связано с изданием органами государственной власти и местного самоуправления незаконных правовых актов, ограничивающих права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В анализируемом периоде  по направленным  в порядке п.2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ  в следственные органы направленным прокурорами 5 (АППГ-17) материалам для решения вопроса об уголовном преследовании возбуждено 5 (процент реализации – 100%) (АППГ- 16, процент реализации – 94,1  %) уголовных дел, из них  1 материал направлен по выявленным нарушениям в сфере бюджетного законодательства, 3 - в сфере в сфере противодействия коррупции,  1 - в сфере размещения заказов.

 Анализ надзорной деятельности показал, что в 1 полугодии 2015 года   возбуждено 3 дела об административном правонарушении, предусмотренном  ст. 19.28 КоАП РФ, 1 из которых рассмотрено, виновное лицо подвергнуто административному наказанию.

В соответствии п.3 Комплексного плана мероприятий по противодействию коррупции на 2014-2016 года, утвержденного прокурором области 10.06.2014, органами прокуратуры области проведены проверки исполнения предприятиями, учреждениями и организациями требований статьи 13.3 Федерального закона №273-ФЗ. Проверки показали, что данные требования Федерального закона  соблюдались не всеми хозяйствующими субъектами,  в том числе осуществляющими деятельность в сферах,  наиболее подверженных коррупции:   ЖКХ, социального обслуживания, образования, здравоохранения, дорожного хозяйства и строительства, использования и распоряжения муниципальным имуществом, оборонно-промышленного комплекса и других.

В целях устранения выявленных нарушений прокурорами внесено 150 представлений, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 20 лиц.

Органами прокуратуры  изучено на предмет коррупциогенности 3301 (АППГ- 3001) нормативный правовой акт, в 434  (АППГ-408) выявлено 663 (АППГ-674) коррупциогенных факторов.

На противоречие федеральному законодательству, одновременно содержащие коррупциогенные факторы, правовые акты принесено 397 (АППГ-388) протестов, направлено 9 представлений (АППГ-2) и 15 заявлений в суд (АППГ-1).

Наиболее подверженные коррупционным рискам следующие сферы правоотношений: о бюджете, о землепользовании, о лицензировании, регистрации и иных разрешительных процедур, градостроении, природопользовании, об использовании государственного и муниципального имущества, а также  о предоставлении государственных и муниципальных услуг.

 

В 1 полугодии 2015 года выявлено 190 (АППГ – 191) преступлений коррупционной направленности. Число привлеченных к уголовной ответственности лиц увеличилось с 85 до 101, а возбужденных уголовных дел - с 88 до 94.

На учет поставлены коррупционные преступления, предусмотренные: ст.159 УК РФ – 8 (АППГ - 43), ст.160 УК РФ – 11 (АППГ - 75), ст. 174.1 УК РФ – 2 (АППГ – 0), ст.201 УК РФ – 0 (АППГ – 3), ст.204 УК РФ – 8 (АППГ – 0), ст.290 УК РФ – 59 (АППГ - 16), ст. 291 УК РФ – 61 (АППГ – 33), ст.291.1 УК РФ – 3 (АППГ – 3), ст.292 УК РФ – 38 (АППГ – 18).

Наиболее подверженной коррупционной преступности является сфера размещения государственного и муниципального заказа, использования государственного и муниципального имущества. Это обстоятельство обусловлено заинтересованностью обеих сторон в решении интересующего их вопроса путем совершения коррупционного преступления, что делает выявление последнего еще более сложным. Надзор за исполнением законодательства в указанных сферах является для прокуратуры области одним из основных приоритетов в области противодействия коррупции.

В 1 полугодии 2015 года правоохранительными органами области зарегистрировано 190 (АППГ - 191) преступлений коррупционной направленности, из которых дополнительные эпизоды составляют 96 (АППГ – 103).

 Структура взяточничества выглядит следующим образом: ст.290 УК РФ – 59 (АППГ - 16), ст. 291 УК РФ – 61 (АППГ – 33), ст.291.1 УК РФ – 3 (АППГ – 3). Таким образом, общее число выявленных фактов взяточничества увеличилось более чем вдвое (с 52 до 123). При этом в общей структуре коррупционной преступности удельный вес таких преступлений вырос с 27,2 до 64,7 процентов.

В 1 полугодии 2015 года в суды с обвинительным заключением направлено 17 уголовных дел о совершении преступлений, предусмотренных ст.290 УК РФ, в том числе в отношении: врачей – 7 (41,2 %), сотрудников правоохранительных органов – 6 (35,3 %), глав органов местного самоуправления – 2 (11,7 %), государственного служащего – 1 (5,9 %), преподавателя – 1 (5,9 %). В АППГ в суды с обвинительным заключением направлено 10 уголовных дел о совершении преступлений, предусмотренных ст.290 УК РФ, в том числе в отношении: врачей – 3 (30 %), сотрудников правоохранительных органов – 3 (30 %), государственных служащих – 1 (10 %), руководителя государственного учреждения – 1 (10 %), главы органа местного самоуправления – 1 (10 %), сотрудника контролирующего органа – 1 (10 %). 

 В анализируемом периоде на учет поставлено 4 преступления о фактах взяточничества, совершенных в крупном размере (ст.290 УК РФ - 2, ст.291 УК РФ – 1, ст.291.1 УК РФ – 1), и 3 - в особо крупном размере (ст.290 УК РФ – 2, ст.291.1 УК РФ – 1). В АППГ выявлено 5 преступлений в крупном размере (ст.290 УК РФ – 2, ст.291.1 УК РФ – 3), преступления, совершенные в особо крупном размере, на учет не ставились. 

Проведенный анализ свидетельствует о том, что среди выявляемых преступлений коррупционной направленности, преступления, совершенные в составе организованных групп и преступных сообществ, являются единичными.

В целях повышения эффективности противодействия коррупционным проявлениям в регионе прокуратурой области принимается комплекс мер, направленных на совершенствование прокурорского надзора, а также форм и способов осуществления совместной правоохранительной деятельности. Так, ежегодно прокуратурой области проводятся координационные совещания руководителей региональных правоохранительных органов, на которых вырабатываются совместные меры, направленные на совершенствование работы  в данном направлении. Последнее координационное совещание проведено в прокуратуре области 28.10.2014, проведение очередного совещания запланировано на второе полугодие  текущего года (октябрь).

Принимаемые меры по совершенствованию координационной деятельности касались усиления контроля за полнотой и качеством исполнения совместных решений, принятых в формате координационных, межведомственных совещаний, заседаний рабочих групп. Кроме того, вопросы активизации текущего обмена информацией между оперативными подразделениями ОМВД, ОУФСБ и прокуратурами рассмотрены на заседании рабочей группы.

На системной основе организована работа отраслевых межведомственных рабочих групп. Согласно организационно - распорядительных документов заседания групп проводятся ежеквартально, на которых обсуждались результаты проводимой работы по отдельным направлениям антикоррупционной деятельности, конкретные материалы совместных проверок и выездов. 

 

За исследуемый период судами области рассмотрено 77 уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности в отношении 93 лиц (АППГ – 83 дела в отношении 89 лиц).

Из общего числа рассмотренных дел по 74 делам в отношении 90 лиц (АППГ – по 73 делам в отношении 77 лиц) вынесены обвинительные приговоры.

Из 90 (АППГ – 77) осужденных в отчетном периоде лиц: по ч.ч.3, 4 ст.159 УК РФ осуждено 10 лиц (АППГ – 8), по ст.159.2 УК РФ – 13 лиц (АППГ – 0), по ч.ч.3, 4 ст.160 УК РФ – 3 лица (АППГ – 18), по ст.201 УК РФ – 0 лиц (АППГ - 2), по ст.204 УК РФ – 3 лица (АППГ - 2), по ст.285 УК РФ – 2 лица (АППГ – 0), по ст.290 УК РФ – 10 лиц (АППГ – 7), по ст.291 УК РФ – 46 лиц (АППГ – 40), по ст.291.1 УК РФ – 2 лица (АППГ – 0), по ст.292 УК РФ – 1 лицо (АППГ – 0).

Анализ должностного и социального положения лиц, осужденных за совершение коррупционных преступлений, выглядит следующим образом: сотрудники УФСИН – 2 лица (АППГ - 1), судебные приставы – 0 лиц (3), сотрудники УМВД – 2 лица (3), должностные лица администраций – 7 лиц (3), врачи – 2 лица (0), сотрудники контролирующих органов – 0 лиц (1), сотрудники коммерческих организаций – 7 лиц (15), руководители и сотрудники МУП и ГУП – 0 лиц (8), сотрудники МУ и ГУ – 9 лиц (4), иные –  61 лицо (39).

Из 90 лиц, в отношении которых постановлены обвинительные приговоры, 39 лицам назначено наказание в виде лишения свободы, что составляет 43,3 % от общего числа, в том числе 27 – условно (30 % от общего числа), 12 - с отбыванием наказания в исправительных учреждениях (13,3 %), 51 лицу назначено наказание в виде штрафа (56,6 %).

Из 77 лиц, в отношении которых постановлены обвинительные приговоры в АППГ, 34 лицам назначено наказание в виде лишения свободы, что составляет 44,2 % от общего числа, в том числе 22 – условно (28,6 % от общего числа), 12 - с отбыванием наказания в исправительных учреждениях (15,6 %), 40 лицам назначено наказание в виде штрафа (51,9 %), еще 3 - лишение права занимать должности в органах государственной власти, правоохранительных и муниципальных органах либо заниматься определенным видом деятельности (3,9 %).

Также к 14 лицам (АППГ – 9), из числа указанных выше, в качестве дополнительного наказания применено наказание в виде лишения права занимать должности в органах государственной власти, правоохранительных и муниципальных органах либо заниматься определенным видом деятельности, к 17 – в виде штрафа (АППГ – 13).

В 1 полугодии 2015 года наказание в виде штрафа, кратного сумме взятки или коммерческого подкупа, применено судами к 54 лицам в том числе: в качестве основного наказания - к 45, в качестве дополнительного наказания – к 9.

Органами прокуратуры области  за  истекший период 2015 года проведено 48 мероприятий правовой и антикоррупционной  направленности, из них 5 «круглых столов»,  прочитано 43 лекции. Участниками данных мероприятий стали государственные и муниципальные служащие, члены трудовых коллективов.

Распространение органами прокуратуры  правовой информации в области антикоррупционного законодательства осуществлялось в форме памяток, буклетов, информаций, размещаемых на  сайте прокуратуры области и сайтах органов местного самоуправления, а также в форме  размещения  специальных баннеров и  стендов.

Органами прокуратуры области используются и иные формы работы по профилактике коррупции. Так, Кольчугинской межрайонной прокуратурой подготовлены 2 видео - ролика с социальной рекламой на антикоррупционную тематику, которые транслируются в эфире территориального кабельного телевидения и информационных табло.

Тема оформления