Среда, 22 Августа 2018
Языки

Органы прокуратуры области провели анализ законности при реализации полномочий по согласованию внеплановых выездных проверок предпринимателей, формированию перечня плановых проверок

В 2017 году на рассмотрение прокурорам поступило 373 заявления о согласовании проведения внеплановых выездных проверок. По 139 поступившим заявлениям в согласовании проведения проверок отказано. При этом органами прокуратуры области согласовано 234 проверки. Значительное снижение количества заявлений (на 33,3%) произошло у органов регионального контроля.

Вместе с тем, увеличилось количество заявлений ряда территориальных органов федерального государственного контроля (надзора): Росреестра - с 6 до 14, Росздравнадзора – с 20 до 31, Роспотребнадзора – 76 до 99 и Ространснадзора – с 1 до 4, что связано с увеличением жалоб в сферах землепользования, охраны здоровья граждан, санитарной безопасности, а также безопасности пассажирских перевозок. Количество заявлений подразделений МЧС, МВД, Роструда, Росприроднадзора, Россельхознадзора, Ростехнадзора уменьшилось. В 2017 году органами контроля (надзора) проведено 10743 проверки, что на 4613 проверки меньше чем в 2016 году.

Из общего количества проведенных проверок 7291 – внеплановые, в том числе 8 контрольных мероприятий проведено по требованию прокурора.

Органами прокуратуры области завершены мероприятия по формированию сводного плана проверок контролирующих органов на 2018 год. Всего рассмотрено 123 плана органов контроля (надзора) федерального (62), регионального (27) и муниципального (34) уровней, которыми предусматривалось проведение в 2018 году 3544 проверки. По результатам оценки законности включения проверок в планы прокуратурой области принято решение об исключении 888 проверок. Основными поводами для отклонения проверок послужили отсутствие оснований для включения в план, несоблюдение требований к оформлению проектов планов.

На системной основе осуществляется надзор за полнотой и своевременностью исполнения контролирующими органами плановых мероприятий.

Имелись факты самоустранения от реализации полномочий по государственному контролю. В частности, в ходе надзорных мероприятий, проведенных прокуратурой области в октябре 2017 года, выявлены многочисленные нарушения законодательства в сферах предупреждения и профилактики африканской чумы свиней (далее – АЧС), обеспечения продовольственной, ветеринарной безопасности и предотвращения загрязнения земель сельскохозяйственного назначения.

Вместе с тем, плановые и внеплановые контрольно-надзорные мероприятия в эпизоотических очагах Управлением Россельхознадзора по Владимирской области не проводились, причины возникновения вспышек АЧС не устанавливались, оценка соответствия свиноводческих объектов ветеринарно-санитарным требованиям, достаточности объема выполненных животноводческими хозяйствами ветеринарно-профилактических мероприятий не осуществлялась.

Выявлены случаи необоснованного непроведения внеплановых проверок по обращениям граждан и юридических лиц и невыдачи предписаний об устранении нарушений обязательных требований (управление Россельхознадзора), незаконного прекращения дела об административном правонарушении в отношении виновного лица (управление Росреестра).

Всего органами прокуратуры области в 2017 году проведено 218 проверок законности деятельности органов, осуществляющих функции контроля (надзора). По их результатам выявлено 578 нарушений, внесено 174 представления, к дисциплинарной ответственности привлечено 119 должностных лиц, к административной – 7, предостережено о недопустимости нарушения закона 4 должностных лица.

Нарушения требований Федерального закона № 294-ФЗ допускались подразделениями государственного пожарного надзора (невнесение сведений в реестр проверок). В управлении Россельхознадзора по Владимирской области выявлены нарушения Правил формирования и ведения единого реестра проверок (невнесение в реестр сведений о проводимых в рамках лицензирования контрольных мероприятиях и об их результатах).

Помимо этого, анализ запланированных управлением мероприятий по лицензионному контролю показал, что в декабре 2017 года подлежали проверке осуществляющие розничную продажу ветпрепаратов 4 хозяйствующих субъекта, внесенные налоговым органом в 2017 году в реестр субъектов малого предпринимательства, тогда как в 2016-2018 годах малый бизнес освобожден от плановых проверок. По представлению прокуратуры области, внесенному директору департамента развития предпринимательства, торговли и сферы услуг администрации области, скорректирована работа данного органа государственной власти по выдаче и переоформлению лицензий на осуществление розничной продажи алкогольной продукции.

Нарушения прав предпринимателей выявлялись также в органах полиции (невручение копий распоряжений проверяемым лицам, отсутствие в актах проверок всех необходимых сведений).

В ходе проверок деятельности органов муниципального жилищного и земельного контроля установлены случаи организации и проведения контрольных мероприятий в нарушение требований законодательства, в том числе, регламентирующего порядок внесения информации в единый реестр проверок (Владимир, Ковров).

Прокурорами дана оценка реализации органами государственного контроля (надзора) и муниципального контроля полномочий по организации и проведению мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований. Констатировано, что в ими приняты необходимые организационные и правовые меры по реализации указанных полномочий.

Вместе с тем, анализ открытых Интернет-ресурсов показал, что департаментом лесного хозяйства администрации Владимирской области программа профилактики нарушений обязательных требований, направленная на предупреждение нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований в сфере лесопользования, устранение причин, факторов и условий, способствующих этим нарушениям, не разработана и не утверждена. По аналогичным основаниям прокуратурой города Владимира, Александровской, Муромской городскими прокуратурами, Гусь-Хрустальной межрайонной прокуратурой и прокуратурой Гороховецкого района руководителям органов муниципального контроля внесено 12 представлений.

Особое внимание было уделено исполнению возложенных на органы прокуратуры полномочий по согласованию проведения контрольно-надзорными органами внеплановых проверок деятельности органов местного самоуправления и их должностных лиц, а также формированию ежегодного плана проведения проверок в отношении данных субъектов правоотношений. В 2017 году прокуратурой области рассмотрено 20 заявлений о согласовании внеплановых проверок, из них по 9 - принято решение об отказе в согласовании Контролирующими органами предлагалось провести в 2018 году 102 проверочных мероприятия в органах местного самоуправления, однако 23 из них прокуратурой исключены как необоснованные.

В 2017 году проведено 77 плановых проверок органов местного самоуправления, большая часть из которых организована федеральными органами государственного контроля (57). Кроме того, в рамках подготовки к пожароопасному сезону на основании поручения Правительства Российской Федерации территориальным органом МЧС проведено 59 внеплановых проверок органов местного самоуправления.

Проведены результативные проверки реализации органами местного самоуправления обязательств по оказанию поддержки малому и среднему бизнесу (неоказание информационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в Сергеихинское, Вахромеевское и Пенкинское муниципальных образованиях, в администрации о.Муром и Кавардицком сельском поселении). Выявлено, что в органах госвласти и местного самоуправления законодательство в сфере осуществления разрешительных процедур и оказания государственных и муниципальных услуг исполняется ими не всегда (управление Россельхознадзора, администрация Ковровского района, администрация города Владимира).

Прокуроры ориентированы на постоянный мониторинг задолженности по государственным и муниципальным контрактам в пользу субъектов предпринимательской деятельности. По состоянию на 18.01.2018 совокупный объем долга по муниципальным контрактам составляет около 12 млн. рублей (перед 12 субъектами предпринимательской деятельности). Факт задолженности по государственным контрактам не установлен. В результате принятых с 23.07.2015 мер прокурорского реагирования заказчиками погашена задолженность в общей сумме более 187 млн рублей.

Тема оформления