Понедельник, 18 Ноября 2019
Языки

Прокуратура области провела расширенное совещание по вопросам качества автомобильного топлива на автозаправочных станциях Владимирской области

Прокуратура области провела расширенное совещание по вопросам качества автомобильного топлива на автозаправочных станциях Владимирской области и экологической безопасности.

Мероприятие прошло на базе Владимирской областной научной библиотеки. В его работе приняли участие: прокурор области И. С. Пантюшин, губернатор области В.В. Сипягин, заместитель председателя Законодательного Собрания области Д.А. Рожков, руководитель Центрального межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (ЦМТУ Росстандарта) М.Г. Калинникова, заместитель начальнику УМВД области В.А. Саржин, врио начальника Главного управления МЧС России по Владимирской области Р.В.Блинов, руководители заинтересованных контролирующих органов и профильных департаментов администрации области, представители общественных организаций, городские, районные, межрайонные прокуроры.

Отмечено, что вопросы оборота некачественного моторного топлива являются актуальными для области на протяжении нескольких лет подряд. В прошлом году проверки автозаправочных станций проводились прокурорами с выходом по месту расположения автозаправочных станций и нефтебаз с участием специалистов Росстандарта, МЧС и Роспотребнадзора, охвачены все районы области. Выявлено более 240 нарушений, внесено 58 представлений, возбуждено 47 административных дел.

Хозяйствующими субъектами, эксплуатирующими АЗС, не соблюдались требования законодательства о защите прав потребителей и технического регламента в части осуществления производственного контроля качества топлива, поверки измерительных приборов, отображения необходимой информации на кассовых чеках, нарушались требования пожарной и промышленной безопасности.

В 2015-2016 гг. органами прокуратуры области также проводились целевые масштабные проверки в данной сфере, выявлено около 500 нарушений. Уже тогда обращено внимание региональных органов власти, контрольно-надзорных и правоохранительных органов на неблагоприятное положение дел на рынке нефтепродуктов, указано на недостаточную активность и эффективность их деятельности.

Сегодня на территории области моторное топливо реализуется на почти 330 АЗС, почти половина из них (150) эксплуатируются сетевыми организациями, остальные находятся в пользовании иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, около 50 заправочных станций реализуют газовое топливо, что составляет 15% от общего количества АЗС.

По данным ЦМТУ Росстандарта во Владимирской области ситуация с качеством автомобильного топлива значительно хуже, чем в других регионах ЦФО, что подтверждает и количество поступивших в контролирующий орган обращений из Владимирской области: 45 в 2018 году (24% от общего числа (187), 23 в 2019 году (16% от общего числа (146). Всего (в том числе по информации общественных организаций, осуществляющих контроль качества топлива) в 2018 году и за истекший период 2019 года ЦМТУ Росстандарта на территории области проверено 47 АЗС/34 хозяйствующих субъекта, по результатам которых на 12 АЗС выявлены нарушения по физико-химическим показателям моторного топлива – превышение показателя массовой доли серы. Из 17 АЗС, проверенных в 2019 году контролирующим органом, на 6 (35%) выявлено некачественное топливо.

Несоответствующая требованиям продукция обнаружена ЦМТУ Росстандарта в несетевых АЗС.

Прокурорские проверки свидетельствуют о неотработанном механизме выявления нарушений на этом рынке, несвоевременном их пресечении, злоупотреблении доверием со стороны отдельных предпринимателей, пользующихся льготами «надзорных каникул».

Обращено внимание на реализацию на АЗС дистиллята газового конденсата и иных суррогатов, в том числе под видом качественного топлива.

До настоящего времени не решен вопрос с поставщиками топлива, претензии предъявляются только к розничным продавцам.

Большая часть топлива аккумулируется на соответствующих нефтебазах, но их проверки выпали из поля зрения контролирующих органов. Недостаточной является работа органов МВД на данном направлении.

Не используется возможность в текущем режиме отслеживать качество поставляемого бензина, дизельного топлива по закупкам в сфере обеспечения топливом служб (в том числе полиции, МЧС, органов здравоохранения и скорой помощи) и предприятий (коммунальные службы, транспортные предприятия, организации образования, сельхозпроизводители и др.).

Оставлена без внимания работа по выявлению заброшенных нефтебаз, установлению их владельцев.

Констатировано, что имеется необходимость увеличения доступности информации о качестве нефтепродуктов на АЗС, для чего предлагается оснастить каждую станцию соответствующим оборудованием (например, октанометрами).

Упомянуто о нерешаемой много лет проблеме - отсутствию в области государственного экспертного центра по оценке качества нефтепродуктов, наличие которого позволит в оперативном режиме применять правовые механизмы по запрету реализации некачественного топлива.

До сих пор в области не принято ни одной государственной, муниципальной программы, отсутствуют какие-либо мероприятия на данном направлении и в областной программе профилактики правонарушений.

В начале 2016 года на рабочем совещании комитета ЗС по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, строительства, транспорта, связи и дорожного хозяйства участниками поддержаны конкретные предложения прокуратуры по борьбе с обращением контрафактного топлива, которые до сих пор не реализованы.

Обращено внимание присутствующих на незаинтересованность органов местного самоуправления в инициативном информировании органов государственного экологического надзора о выдаче разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию АЗС, что, в числе прочих, способствует несвоевременной постановке их на учет.

Обеспокоенность вызывает работа АЗС, расположенных в черте населенных пунктов (особенно в непосредственной близости от многоквартирных домов).

По итогам совещания прокуратура рекомендовала администрации области разработать и принять необходимые нормативные правовые акты, ограничивающие реализацию дистиллятов и иного суррогатного топлива, в том числе регламентирующие порядок контроля за соблюдением этих ограничений.

ЦМТУ Росстандарта предложено продолжить контроль за качеством реализуемого на территории области топлива, активизировать надзор за нефтебазами; во взаимодействии с общественными организациями скорректировать план работы на 2020 год, увеличив количество плановых проверочных мероприятий; при выявлении некачественного топлива на АЗС организовывать проверки поставщиков нефтепродуктов; во взаимодействии с прокуратурой области, МРООП «Народный контроль» и ООО «Нефтетест» составить совместный график проверок АЗС (в первую очередь тех, кто участвует в закупках, размещаемых бюджетными учреждениями и организациями (школы, больницы)).

Управлению Роспотребнадзора по Владимирской области рекомендовано пристальное внимание уделять вопросам соблюдения законодательства в части доведения АЗС до потребителей – водителей транспортных средств достоверной информации о качестве и безопасности автомобильного топлива, сертификатов соответствия на него, а также об актуальных ценах на бензин (не секрет, что на многих АЗС существует система скидок, которую иногда очень сложно понять рядовому гражданину); производить контроль качества атмосферного воздуха в заправочной зоне.

Межрегиональному управлению Росприроднадзора по Ивановской и Владимирской областям, департаменту природопользования и охраны окружающей среды администрации области предложено в первом полугодии 2020 года осуществить мониторинг соблюдения природоохранного законодательства на АЗС; о его результатах проинформировать прокуратуру области по итогам работы за первое полугодие 2020 г.

Общественным организациям также предложено не снижать активности общественного контроля на региональном рынке нефтепродуктов, в том числе за качеством реализуемого моторного топлива; решить вопрос о возможности проведения исследования образцов топлива в аккредитованных лабораториях; о выявленных нарушениях незамедлительно информировать уполномоченные контролирующие органы; о проблемных вопросах взаимодействия с органами государственной власти, а также по фактам непринятия ими должных мер по пресечению выявленных нарушений информировать прокуратуру области.

Предложения по усовершенствованию совместной работы получены в ходе обсуждения от всех присутствующих.

Тема оформления