Понедельник, 11 Декабря 2017
Языки

Противодействие коррупции

Противодействие коррупции всегда было и является приоритетной задачей для органов прокуратуры.

Исходя из того, что участие России в ратифицированных Конвенции ООН против коррупции и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию требует создания необходимых не только правовых, но и организационных предпосылок, в августе 2006 года Генеральный прокурор Российской Федерации Ю.Я. Чайка утвердил новую стратегию работы органов прокуратуры по противодействию коррупции. В соответствии с ней прокуроры ориентированы не только на проведение проверок исполнения законов о государственной и муниципальной службе, но и на выявление коррупционных проявлений, а также порождающих их причин и условий.

С целью реализации положений статьи 36 Конвенции ООН против коррупции, а также с учетом того, что проявления коррупции могут наблюдаться в различных сферах жизнедеятельности государства и общества, в августе 2007 года в Генеральной прокуратуре Российской Федерации создано специализированное подразделение по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции.  В прокуратуре Владимирской области такое подразделение существует с августа 1998 года, когда на отдел были дополнительно возложены функции противодействия, в том числе, различным формам организованной преступности.

Основные направления деятельности отдела в настоящее время можно разбить на следующие группы:

·  выявление коррупционных проявлений и проведение по ним соответствующих проверок;

·  надзор за соблюдением законности при осуществлении оперативно-розыскной деятельности по делам коррупционной направленности;

·  осуществление надзора за соблюдением уголовно-процессуального законодательства в процессе расследования уголовных дел о фактах коррупции;

·  поддержание государственного обвинения в стадии судебного производства по таким уголовным делам;

·  мониторинг и анализ исполнения правовых актов по борьбе с коррупцией и выработка предложений по их совершенствованию.

        Отдел по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции  прокуратуры Владимирской области в оперативном отношении находится в подчинении прокурора Владимирской области, но организационно его деятельность по указанным направлениям координируется специальным управлением центрального аппарата Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Такое построение призвано обеспечить самостоятельную централизованную структуру в рамках единой прокуратуры Российской Федерации.

       Отдел по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции комплектуется за счет наиболее опытных прокурорских работников, имеющих большой практический опыт и владеющих специальными методиками по выявлению и пресечению коррупционных правонарушений и преступлений. Согласно организационно-распорядительным документам Генеральной прокуратуры РФ на должность прокурора отдела может быть назначен лишь работник, имеющий стаж работы  в органах прокуратуры не менее 5 лет, при этом занятие указанной должности  предполагает обязательное проведение конкурса. Для повышения гарантий независимости при выполнении возложенных обязанностей и предупреждения фактов неправомерного служебного поведения работников специализированных подразделений установлена не только особая процедура их назначения на должность и освобождения их от должности, но и специальный порядок привлечения таких прокурорских работников к дисциплинарной ответственности.

Все отобранные прокурорские работники как на региональном, так и на федеральном уровне, назначаются на должность приказом Генерального прокурора Российской Федерации. Тем самым в рамках общей схемы органов прокуратуры России создаётся вертикально интегрированная структура, которая призвана обеспечить системный подход к противодействию коррупции.

       Учитывая комплексный характер коррупции, проявления которой могут наблюдаться в сфере исполнения законодательства различных видов (бюджетного, антимонопольного, законодательства об использовании государственного и муниципального имущества, о размещении заказов на закупки товаров, о противодействии легализации преступных доходов и т.д.) отдел правомочен осуществлять необходимые мероприятия по противодействию коррупции в сфере исполнения соответствующего законодательства во взаимодействии с иными профильными надзорными подразделениями прокуратуры Владимирской области, деятельность которых в сфере противодействия коррупции также координируется отделом.

            За последние годы функции отдела значительно расширены. Помимо непосредственного контроля за антикоррупционной деятельностью областных правоохранительных органов и территориальных подразделений федеральных органов государственной власти, на отдел возложена обязанность проведения антикоррупционной экспертизы принимаемых органами государственной власти области нормативных правовых актов, непосредственное проведение проверок исполнения законодательства о государственной службе и противодействии коррупции, исполнения  поднадзорными органами бюджетного и иного отраслевого законодательства через призму противодействия злоупотреблениям должностными полномочиями, создания административных барьеров гражданам и субъектам предпринимательской деятельности, ограничения конкуренции.   

            Кроме того, отделом осуществляется надзор за деятельностью областных аппаратов следственных подразделений  Следственного комитета Российской Федерации по Владимирской области и Управления Министерства внутренних дел России по Владимирской области, в производстве которых находятся наиболее сложные дела о преступлениях экономической направленности, вызвавшие повышенный общественный резонанс, а также за расследованием коррупционных преступлений, совершенных лицами, обладающими особым правовым статусом – судьями, депутатами представительных органов власти, главами органов местного самоуправления и т.п.

           В связи с формированием федеральной антикоррупционной  нормативной правовой базы на постоянной основе осуществляется мониторинг действующего  регионального законодательства, в органы власти вносятся предложения о разработке новых правовых актов и совершенствовании нормативных положений  существующих.

          Значительную часть времени работников отдела занимает тщательная проверка доводов поступающих жалоб о нарушении чиновниками различного уровня требований федерального антикоррупционного законодательства, поскольку для обоснованного ответа требуется проведение всесторонних проверок, сопряженных как с изучением личных дел государственных и муниципальных служащих, так и материалов доследственных проверок и возбужденных уголовных дел

 

Тема оформления